ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА
В один из первых сентябрьских дней в Народном музее защитников Отечества на улице Цвиллинга в Оренбурге собрались ветераны военной службы, оренбуржцы, воевавшие в Афганистане и Чечне, школьники.
В НЕБЕ НАД ЕЛЬНЕЙ
На полях боев в лесах под Ельней, где в 1941 году развернулись жестокие сражения, в которых погибли десятки тысяч советских бойцов, был обнаружен в воронке, затопленной водой, сбитый легкий бомбардировщик Пе-2, и подняты останки его экипажа. Это Илья Григорьевич Волков, командир экипажа, Василий Вячеславович Бабенко, старший лейтенант, и Михаил Гаврилович Матвиенко, младший сержант .
И.Г. Волков – выпускник Чкаловского (Оренбургского) военно-авиационного училища. Кстати сказать, он и женился на девушке из Чкалова Александре Фроловне. Роман этот протекал весьма бурно. Однокурсник Ильи Волкова, возможно, из зависти, рассказал ему, что имел нежные отношения с Александрой. Вот и отправился Волков на Аренду, где жила девушка, объясниться с ней. Признался, что сам был женат, и у него есть сын.
Александра за напраслину, возведенную на нее, ответила резко. И, как потом вспоминала будущая родня, шум скандала стоял на всю Гончарную улицу. Но любовь взяла свое. Когда в военном училище был карантин по случаю эпидемии, курсант Волков, отправляясь за знаниями в библиотеку, оттуда убегал на свидания. Александра была не только привлекательна той красотой, какой отличались девушки 30-х годов, но и хорошо играла на гитаре.
Молодая семья отравилась к месту службы в Прибалтику. Уже в начале войны дороги их разошлись навсегда. Илья попал на фронт, а Александра – в эвакуацию с детьми. Под бомбежками добрались до тыла.
Илья Григорьевич Волков, 32-летний авиатор, успел повоевать на Халхин- Голе, где сумел подобрать из подбитого, севшего недалеко от Японских войск, самолета, командира своей эскадрильи. Был участником советско-финской зимней военной кампании. Награжден медалью «За отвагу».
В семейных преданьях сохранилась легенда, как Илья Волков, отправляясь на фронт, взял с собой новый американский, гражданский костюм. Думал, наверно, что будет все, как в Финляндии: днем полеты, бомбежки, а вечером можно будет посидеть в ресторане. Однако, немецкие колонны перли на Восток, и не всегда, улетая с аэродрома, можно было быть уверенным, что застанешь его на месте.
ОСВОИЛИ «ПЕШКУ» - ЛЕГКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК
…К началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе для нужд Военно-воздушных сил страны было выпущено около 400 самолетов Пе-2, «пешек» - легких бомбардировщиков. Всего же их за годы войны было произведено более 11 тысяч.
Научил «пикировать» этот вид самолетов выпускник УВАУ, дважды Герой Советского Союза Иван Семенович Полбин, чей жизненный путь прервался зимой 1945 года в небе над Германией. Он совсем немного не дотянул до Победы.
Конструктор самолетов Пе Владимир Михайлович Петляков познал в своей жизни и взлеты, и опалу. Вместе с конструктором Туполевым был обвинен во вредительстве, полгода ожидал в лагере, пока разбиралось его дело. Затем переведен в бериевскую «шарашку», где участвовал в создании бомбардировщиков. За выполнение заданий советского правительства награжден двумя орденами Ленина, отмечен Сталинской премией первой степени. Отпущен на свободу. Однако все обвинения были сняты с Петлякова только в 1953 году после его смерти и смерти Сталина.
Погиб Владимир Михайлович Петляков 12 января 1942 года во время полета из Казани. Там был завод, где он был главным конструктором, в Москву летел он, правда, на самолете не его конструкции, Ми-2. Но случилась авария в воздухе. Никто не выжил.
ПОД КРЫЛОМ – ВОЙНА
Но вернемся в 1941 год. Практически с первых дней войны, с июня, Илья Волков с экипажем воюет с фашистами. Бомбит автомобильные и танковые колонны, сбил в воздушном бою истребитель противника, что было подвигом, то есть «отбомбился и взлетел соколом».
Легкие бомбардировщики прикрывали иногда тяжелые, когда те летели бомбить тылы противника. Работы у бомбардировщиков хватало. Когда под Смоленском гитлеровцы атаковали Ельцинский выступ, это было первое серьезное сражение, в котором советские войска не уступили врагу и здесь в этой битве не последнюю роль сыграла наша авиация.
9 августа 1941 года Пе-2 Волкова был подбит. Экипаж старался дотянуть до аэродрома, не получилось. Бомбардировщик рухнул в перелески, между берез и тополей и пролежал там на дне воронки 77 лет.
Это уже летом 2016 года на место гибели самолета наткнулись следопыты. В полку, который находился в составе Резервного фронта, был 21 самолет. 17 из них были сбиты под Ельней, где они столкнулись с воздушным прикрытием эсесовской дивизии «Мертвая голова».
8 сентября 1941 года части и подразделения, сражавшиеся под Ельней, получат первыми в Красной Армии наименование «гвардейские». К тому времени почти месяц Волков, Бабенко и Матвиенко будут числиться среди без вести пропавших. На краю воронки выросли три тесно сплетенные березы, как судьбы трех авиаторов из кабины одного легкого бомбардировщика.
Это уже потом, в годы Отечественной войны, самолет Пе-2 получит прозвище «небесный танк». Фашисты будут называть его «черная смерть». Но все это будет потом, а пока Пе-2 вписывал в тяжелые летние месяцы 41-го свои первые победы и поражения.
ВНУК ЗА ДЕДА
Рассказать об Илье Григорьевиче Волкове пришел его внук, старшина запаса пограничной службы Вячеслав Алехин. В семье сохранились воспоминания о том, каким энергичным человеком, отчаянным летчиком был его дед. Как трепетно он любил свою жену. Из всех мест, где это было возможно, слал телеграммы до августа 1941 года, чтобы узнать, доехали ли его жена Александра Фроловна и дети до Чкалова.
Перед собравшимися выступил генерал-майор авиации в отставке Сергей Александрович Захаров. Он напомнил, что именно выпускник Чкаловского (Оренбургского) училища Иван Семенович Полбин со своим авиакорпусом стал в массовом порядке применять пикирование, «точечно» бомбить позиции врага.
О том, что Россия по-прежнему сильна духом, пока молодежь интересуется победами своих дедов, о том, что никому не дано право переписывать историю Великой Отечественной войны, говорили депутаты Законодательного Собрания Владимир Григорьевич Новиков и Сергей Николаевич Романенко.
ЭКСПОНАТЫ – С МЕСТ БОЕВ
В небольшом, поистине народном музее, которым руководит майор погранвойск в отставке Андрей Анатольевич Приказчиков, много экспонатов, «поднятых» в местах боев. Это осколки снарядов, вещи из солдатских рюкзаков, найденные на месте боев, солдатские фляги, документы и медальоны-капсулы.
Отряды оренбуржцев-поисковиков ежегодно выезжают на места сражений Великой Отечественной войны, на берега Волги, в Новогородскую, Ленинградскую, Курскую, Смоленскую области. Они привозят и передают музею найденные раскопанные предметы.
Собраны и висят на стенах в музее планшеты, которые представляют посетителям историю участия оренбуржцев в 10-летней войне в Афганистане, в двух Чеченских кампаниях, имена Героев Виктора Лебедева, Вячеслава Александрова, других мужественно воевавших в долинах и на горных перевалах.
…Есть в музее стенд, посвященный нашему земляку Михаилу Крамаренко. Его останки были найдены в засыпанном взрывной волной окопе на высоте 137,2 метра около небольшого села Бородино. Он погиб, когда ему было 19 лет. В записке он просил передать родным, что погиб на войне. Здесь стояла насмерть и полегла практически в полном составе 35-я гвардейская стрелковая дивизия в августе 1942 года.
Другой стенд рассказывает о Николае Смеричинском, советском разведчике, участвовавшем в смертельно-опасной радиоигре в Абвером и выигравшем эту дуэль в радиоэфире. За этот незримый многомесячный поединок он был награжден боевым орденом, жил и работал затем в Оренбурге, где никто не знал о его подвиге.
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
Страшные бои на советской земле в далеких уже 40-х годах. Попытка вывести Афганистан из Средневековья. Защита российской земли в Чечне. Через эти испытания прошли наши земляки, заплатив своими жизнями за мирное небо, спокойную жизнь сегодня и завтра. Потому и собираются в стенах музея на улице Цвиллинга в Оренбурге молодые и пожилые, школьники и ветераны войн, чтобы помнить о доблести, беречь мир, чтобы счастливо жить на этой земле.