Поиск Первая страница сайта Написать нам
ГЛАВНОЕ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    КОНКУРСЫ
    ПРЕЗЕНТАЦИЯ "НАМ 25 ЛЕТ!"
    КОЛЛЕКТИВ РЕДАКЦИИ
    УСТАВ АНО "КОНТИНГЕНТ"
    ИСТОРИЯ ГАЗЕТЫ
    ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    ГРАНТЫ

АРХИВ ГАЗЕТЫ
    2011 - 2024 гг.

ФОТО с мест событий
    АЛЬБОМЫ РЕДАКЦИИ
    Альбом ОРО "Братство" ОООИВА

ВИДЕО
    АРХИВ
    ПРАЗДНИКИ
    Группа "Контингент"

Памятники не вечны

 

 

 

Памятники не вечны

В Орске уже 40 лет работает Пост №1. Впервые на круглогодичные Вахты памяти ребята вышли 1 сентября 1978 года. Эта дата стала датой рождения Поста №1 в городе. За время существования Поста более 25 тысяч школьников из разных школ города приняло участие в его работе.

Главной целью Поста №1 является сохранение историче­ской памяти о воинах, погибших за наше мирное небо. Но время вносит свои коррективы. Сейчас ребята заступают на Вахту не только в память о тех, кто ценой своей жизни защитил Отчество в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годах. На мемориальных плитах Сквера Славы также увековечены имена солдат, погибших в локальных во­йнах и конфликтах при выполнении своего служебного долга.

Для консолидации работы по сохранению исторической памяти, сбора информации о погибших, ликвидации «бе­лых пятен» и организации работы Поста №1 в 2004 году был создан гражданско-патриотический клуб «Наследие». В музее клуба собрано огромное количество информации о тех, кто не пришел с полей боев. При ГПК уже много лет функционирует историко-мемориальный музей. Среди тех, о ком в фонде собирают и бережно хранят информацию, - сведения о 49 участниках локальных конфликтов. О них, ребятах из 80-х, рассказ в этом материале.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1982 года Виктор Викторович Буканов награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

За сорок восемь часов до своей гибели Виктор Буканов напишет строки, похожие на текст песни: «Я ухожу, – сказал мальчишка ей сквозь грусть. Но ненадолго. Только жди, и я вернусь… Всего лишь час он до рассвета не дожил…»

Виктор погиб 15 апреля 1982 года, выполняя боевую за­дачу. В часть поступила информация о том, что по тропе рядом с частью должен пройти караван с оружием.

Тьма накрыла своим крылом все: горы, тропу, по которой должен пройти караван, укромное место в расщелине скалы, в которой была организована засада. Горстке десантников- разведчиков предстояло определить численность каравана, идущего со стороны Пакистана, и передать направление его движения по рации, за которой дежурил Виктор.

Только с первыми лучами солнца показалась голова каравана. Хвост извивался далеко в горах. Такого количе­ства противников не ожидал никто. Вооруженные до зубов душманы уверенно вели верблюдов, груженных мешками со снарядами и оружием. Резкая автоматная очередь остановила движение смертоносного каравана. Душманы растерялись и остановились. Десантникам некогда было проверять: их раскрыли или это случайность, и они открыли огонь. Завязалась неравная схватка. Единственным пре­имуществом служило каменное укрепление.

Оценив обстановку, рядовой Буканов стал быстро пере­давать информацию по рации, сообщил маршрут каравана и его численность. Виктор видел, как погибли двое его това­рищей. Бой продолжался. Сразу после сеанса связи солдат включился в бой. Успел расстрелять весь магазин автомата, полез за рожком, и тут его накрыла вражеская пуля.

Виктор медленно сполз с камня; молодой человек бо­ролся со смертью еще несколько часов. Прилетевшая на помощь «вертушка» не смогла забрать раненых: душманы вели непрерывный шквалистый огонь. Группа советских де­сантников выполнила свой воинский долг до конца. Боевые товарищи Виктора, подошедшие чуть позже к месту боя, полностью разгромили незваный караван.

А до Афгана у парня была Орская школа №32 и нефтяной техникум, успел поработать в цехе № 5 Орского нефтепе­рерабатывающего завода им. Чкалова и даже занимался в авиаклубе «Стрижи». Спустя годы после гибели мужествного орчанина о нем вспоминает препо­даватель математики Орского нефтяного техникума Ким Волошин:

– Его независимый характер подкупал, – отмечает Ким Алексеевич. – Никогда не списывал, чужим трудом не пользовал­ся. Случалось, и «неуд» получал, но не хитрил. Виктор никогда не был трусом. Его подвиг в Афганистане закономерен, он в его характере.

– Витя был непосредственен и акти­вен, – говорит старшая сестра Татьяна Ермакова. – Лидером в мальчишеских компаниях. Командир класса, комсорг. Дома был помощником нам с мамой. Огород был за ним. Знал и любил ли­тературу. Писал замечательные бодрые письма. Познакомиться с его солдатской тетрадью можно в музее. В ней много о нем самом.

В обычной тетради открывается целый мир, полный любви к Отчизне, к десант­ным войскам. Бросается в глаза одна фраза, обведенная синим карандашом: «Что такое небо? Это любовь к земле!».

– Витя никогда никого не обманывал, - рассказывала на одной из встреч мама Надежда Архиповна Буканова, в оди­ночку растившая двоих детей. – И если что-то обещал, то всегда выполнял. До армии он увлекся парашютным спортом. Один раз чуть до обморока не довел. Пригласил на прыжки. Мы с Татьяной пришли, а он два прыжка решил сделать, у меня разрешения инструктора спра­шивают. Но я и согласилась. Во время второго долго не раскрывал парашют. «Зачем ты это делаешь?» – ругаемся на него, а он улыбается, успокаивает нас и говорит: «Ну как вы не понимаете! Ведь только так можно ощутить всю красоту свободного падения». Навыки, получен­ные в аэроклубе, пригодились потом в Афганистане.

Сейчас имя Виктора Буканова в Орске носят улица и переулок. На школе, где он учился, висит мемориальная доска. Захоронен Буканов Виктор Викторович на «Первомайском» кладбище города Орска. Рядом покоится его мама На­дежда Архиповна Буканова. За могилой следит сестра Татьяна.

У Тахира Валеева, погибшего 14 июня 1986 в Республике Афганистан при вы­полнении боевого задания, на сегодня из родных осталась только тетя. Пооб­щаться с ней не удалось. Но в музее ГПК «Наследие» собраны газетные вырезки о подвиге и жизни солдата. И еще фото­графии. В ряды Советской Армии Тахир был призван в октябре 1984 года. Для родителей писал письма и отправлял их каждые два дня, чтобы они не волнова­лись. Службу нес сначала в Армении, а затем в Шинданде. Возил жизненно не­обходимые продукты из Союза. Сделал более 10 рейсов. Тахир Гелисович Вале­ев погиб за рулем автомобиля. С детства мечтал управлять стальным конем и свою мечту осуществил - получил права, пройдя обучение в ГПТУ №21. До этого была школа №11. В школе и училище ув­лекался спортом: играл в футбол, хоккей, тренировался в баскетбольной секции училища. Любил читать, рисовать.

Похоронен на мусульманском кладби­ще города Орска. Ухаживает за захоро­нением тетя. На школе №11 установлена мемориальная доска.

В мае 1984-го Игоря Дедушева призва­ли в ряды Советской армии, а в ноябре мама Игоря, Галина Ивановна, получила первое письмо с пометкой «г. Кабул». «У меня все хорошо, здоровье нормальное. Только немного простыл, но это ерунда. Больше новостей нет…» Это отрывок из письма, датированного ноябрем 1985 года. Позже Галина Ивановна узнала: накануне Игорь вывел из-под обстрела колонну, вызвав огонь на себя. Сын по­стоянно писал родителям: «У нас все спокойно. Здесь совсем не стреляют».

Службу нес в 103 воздушно-десант­ной дивизии 62 отдельном танковом батальоне в 1 роте. Перед отправкой в Афганистан прошел учебку в городе Теджен (Туркмения).

Погиб Игорь Дедушев 8 апреля 1986 г. за десять дней до демобилизации. Он очень хотел поскорее вернуться домой: «…Сейчас в свободное время занима­юсь с молодым, готовлю себе замену. Ротный сказал, что меня отправят домой в числе первых. Молодой попался тол­ковый. К приказу я уже сдам ему танк и буду готовиться к дому. Я скоро вернусь».

Игорь погиб во вторник, в четверг цинковый гроб доставили в Орск. Об­стоятельства гибели сына Дедушевы узнали из набранного на печатной ма­шинке письма с подписью командира войсковой части. Фразы выведены, словно под кальку: «8 апреля 1986 года во время боевой операции по захвату оружия и боеприпасов, поступивших из Пакистана, танк, на котором Игорь был водителем-механиком, возглавлял колонну батальона. В ущелье колонна была обстреляна. Основной удар был направлен по головной машине. Когда танк остановился, уткнувшись в скалу, Игорь был уже мертв. Ценой своей жизни он спас жизнь многих солдат. Командование благодарит Вас за вос­питание сына... Если мы чем-то сможем заменить Вашего сына, рассчитывайте на нас. За его смерть душманы жестоко поплатятся…»

Спустя двадцать лет Галину Ивановну нашел сослуживец сына. Он рассказал, что еще живого Игоря вытащили из танка, но тяжелое ранение в живот не оставило шансов на спасение.

В 80-е годы погибших в Афганиста­не предпочитали хоронить в глубине кладбища. Указывать, где погиб воин, было запрещено. По иронии судьбы последнее письмо от сына Галина Ива­новна получила, вернувшись с похорон. Достав конверт со знакомым почерком, она закричала: «Он жив, жив…» Внизу тетрадного листочка стояла дата – 6 апреля 1986 года.

Игорь учился в школе №25, что рядом с домом. Когда встал выбор профессии, на семейном совете решили, что получить образование нужно в машиностроитель­ном техникуме. Вся семья Дедушевых трудилась на Орском машиносторои­тельном заводе, поэтому так и решили - быть Игорьку продолжателем династии. Перед армией юноша успел получить диплом. Силе воли, упорству и терпению набрался в секции вольной борьбы и радиотехническом кружке.

- Ему равных не было в группе, - гово­рит брат Константин. - Его не боялись. Нет. К нему прислушивались все. Даже родители. Я же его боготворил.

Похоронен Дедушев Игорь Владими­рович на «Первомайском» кладбище города Орска.

Имя Дедушева Игоря Владимировича увековечено на мемориальных досках в школе №25, где он учился, и у Вечного огня в Сквере Славы города. Ухаживает за захоронением мама и брат. Посмер­тно за проявленный героизм награжден орденом Красной звезды.

Много информации можно почерп­нуть, посетив музей клуба «Наследие». Но дань памяти принято отдавать на захоронениях, поэтому вместе с руко­водителем ГПК «Наследие» Надеждой Поселеновой прошли по захоронениям воинов и возложили цветы. Также уста­новили, что на захоронении Виктора Буканова необходимо поменять плитку на надгробии. Вместе с ним захоронена и его мама, Надежда Архиповна. Па­мятнику более 20 лет. Время оставило здесь свои следы. Видны небольшие приметы разрушений даже белого мра­мора - материала сверхпрочного, но не вечного…

На захоронении Игоря Дедушева видны уже явные следы разрушений белого мрамора. Памятнику более 20 лет. Памятник и информационные над­писи составляют единое целое. Буквы начинают крошиться.

На захоронении Тахира Валеева не­сколько лет назад был установлен новый гранитный памятник с гравировкой.

Также известно, что общественная организация ветеранов локальных кон­фликтов города Орска периодически - весной и осенью посещает захоронения погибших и проводит их уборку перед долгой зимой и после. Тем не менее общественники надеются, что к этой работе подключатся юнармейцы и пред­ставители власти, особенно накануне важной даты - 30-летия вывода войск из Афганистана, и помогут привести в достойный вид могилы воинов, а также возьмут шефство и опеку над захоро­нениями.

 

Наталья КНЯЗЕВА,

Новотроицкое отделение

ВООВ «БОЕВОЕ БРАТСТВО»

 



Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика