История одного художника
Водитель-дальнобойщик Сергей Кузнецов не предполагал, что когда-нибудь ему придётся вновь взяться за кисть. Вернуться к любимому занятию живописью его подвигла случайная встреча. Однажды в разговоре с попутчиком водитель узнал об ожесточённом неравном бою 1941 года возле украинского села Легедзино. Рассказ о мужестве и отваге пограничников и их верных питомцах – служебных собаках – вдохновил Кузнецова написать несколько картин.
СУДЬБОНОСНЫЙ РЕЙС
Встреча произошла на автостраде в 2015 году. Выезжая из Омска на автопоезде Вольво, Сергей увидел на обочине дороги пожилого человека. Шёл проливной дождь, водитель остановился и предложил подвезти. По дороге разговорились. Оказалось, нечаянный попутчик Кузнецова – офицер-пограничник в отставке.
– Между нами сразу завязалась задушевная беседа, – вспоминает Сергей. – Говорили о многом. Но больше всего за душу меня взяла история, произошедшая 30 июля 1941 года в селе Легедзино Тальновского района Черкасской области. Когда-то я бывал там. В 1990 году проезжал недалеко от этого села. Если бы я тогда знал, что там произошло в военные годы, обязательно бы задержался в тех местах…
Когда Сергей вернулся в родной Бугуруслан, сразу занялся сбором информации об июльских событиях у Легедзино. К сожалению, никаких документальных свидетельств того боя не осталось. Он не вошёл в сводки Совинформбюро, сведений о нём нет и в архивах.
Это была обычная схватка, одна из многих тысяч, что ежедневно происходили в пропахшем кровью и порохом жарком июле 1941-го. Лишь скупые свидетельства очевидцев о последнем бое отряда пограничников и их необычной «хвостатой роты» с немецко-фашистскими захватчиками, да памятник воинам в зелёных фуражках и их верным собакам, стоящий на украинской земле, подтверждают, что этот бой не имеет аналогов в истории Великой Отечественной войны. И всё-таки это событие было.
ПОСЛЕДНИЙ БОЙ
Спустя сорок дней после вторжения гитлеровских войск на советскую землю несколько подразделений Отдельной Коломыйской пограничной комендатуры под общим командованием майора Родиона Филиппова, прикрывая отход штабов 8-го стрелкового корпуса и 16-й танковой дивизии, отступали с боями на восток. Рядом с воинами в зелёных фуражках были служебные собаки – около 150 овчарок.
Пограничникам предлагали избавиться от четырёхлапых питомцев. Кормить их нечем, а использовать в бою обученных для других целей псов вряд ли получится. Однако подчинённые майора Филиппова своих собак не оставили, да и сами овчарки ни при каких обстоятельствах не бросили бы своих хозяев.
30 июля немецкий полк СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» атаковал пограничников у села Легедзино. Завязался ожесточённый бой. Силы пограничников таяли, противник имел значительный перевес в личном составе, технике и вооружении.
В критический момент схватки, когда все резервы были уже исчерпаны, майор Родион Филиппов отдал приказ ввести в бой собак для отражения новой атаки фашистов. Вместе с пограничниками на немцев бросились 150 разъярённых голодных овчарок. Не обращая внимания на автоматный огонь, пограничники и их собаки сумели добраться до вражеских цепей и сошлись с гитлеровцами в рукопашной схватке. Это было страшное зрелище: овчарки впивались фашистам в глотки, даже в предсмертных судорогах.
Противник, искусанный в прямом смысле и исколотый штыками, отступил, но на помощь германской пехоте подошли танки. Истерзанные вражеские пехотинцы, с рваными ранами, с воплями запрыгивали на броню танков и расстреливали бедных псов сверху. В том бою погибли 500 советских пограничников, ни один из них не сдался в плен. А уцелевшие собаки, по словам очевидцев, до конца остались преданными своим хозяевам. Они улеглись возле их тел и никого не подпускали к ним…
ПЕРЕНЕСЯ НА ХОЛСТ
Произошедшее больше полувека назад потрясло Сергея, и он задался целью – во что бы то ни стало найти тех, кто, возможно, что-то знает о подвиге пограничников и их лохматых питомцах. В результате долгих поисков ему удалось связаться с жителем села, который поделился воспоминаниями, услышанными от деда.
– Бой шёл два дня, – рассказал Сергей. – Когда он прекратился, хлынул сильный ливень. Через пару дней открылась чудовищная картина. Всех, кого нашли жители, собрали в центре поля и похоронили вместе с их верными собаками. В тайне от оккупантов местные жители выдирали из красноармейских книжек и командирских удостоверений фотографии погибших, чтобы потом отправить их для опознания. Хранить такие документы было смертельно опасно, поэтому установить фамилии героев не удалось. В 1955 году жители Легедзино собрали останки погибших пограничников и перенесли их к сельской школе, возле которой теперь находится братская могила.
В душе Сергея что-то перевернулось. Не бравшийся за кисть более 30 лет, практически с момента окончания Пензенского художественного училища имени К.А.Савицкого, он решил выразить свои впечатления с помощью красок и кисти. Однако композиция выстроилась не сразу. Каждый раз он будто заново переосмысливал пережитое воинами в зелёных фуражках в том неравном бою, в голове постоянно менялся художественный замысел. Пять лет у него ушло на то, чтобы создать триптих «Бой у села Легедзино».
ВРЕМЯ ВЫБРАЛО НАС
Художник убеждён, что мы не вправе забывать тех, кто в грозные военные годы отстоял свободу и независимость страны. Своим творчеством он призывает к этому. Уделять много времени живописи водитель- дальнобойщик может далеко не всегда, но стремится. Сергей Кузнецов является руководителем общественной организации художников и творческих людей Оренбургской области «Феникс», а недавно стал членом общественной организации «Пограничник» города Бугуруслана.
Многие друзья Сергея служили в Пограничных войсках. В честь воинов в зелёных фуражках он написал картину, рассказывающую ещё об одной героической страничке в истории охраны границы – «Остров Даманский».
Самобытный художник написал и серию портретов защитников страны, которым пришлось в разное время пройти через горячие точки. Так, к 30-летию вывода Ограниченного контингента советских войск из Афганистана он создал около 20 портретов воинов-интернационалистов, среди которых портреты спецназовцев ГРУ Константина Клюева, автора книги «Снятые с предохранителя» и Александра Серендеева, награждённого тремя орденами Красной Звезды, участника боя у кишлака Кобай, а также пограничников, проживающих в Бугуруслане.
В прошлом году Сергей Кузнецов впервые представил на суд земляков свою выставку «Время выбрало нас». Картины вызвали большой интерес. А недавно художник стал участником акции «Чтобы не забыть – надо знать и помнить», проводимой Бугурусланской общественной организацией «Пограничник» совместно с региональным объединением художников и творческих людей Оренбургской области «Феникс». И, как участник акции, встречался с юными жителями Бугурусланского, Северного и Асекеевского районов.
– Главная тема этих встреч: подвиг народа в Великой Отечественной войне, – рассказывает Сергей Вениаминович. – Некоторые думают, что Великая Отечественная война, её ветераны – это всё приметы давно ушедшего прошлого. Однако без прошлого, его анализа, не будет и будущего.
ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Представленные картины взволновали представителей старшего поколения и тех, кому довелось в мирное время охранять рубежи Отечества, а также молодое поколение. Многие подолгу задерживались возле триптиха «Бой у села Легедзино», а потом подходили к художнику со словами благодарности. Кто-то не скрывал слёзы, ведь история, услышанная кем-то впервые, вызвала немало грустных воспоминаний и о своих предках, погибших в сражениях за Родину.
Художник убеждён, война касается своим леденящим дыханием не только тех, кто в ней участвовал, но и их близких, родных, друзей. Словом, всех, кому небезразлична наша общая история.
Сергей Кузнецов полон новых творческих замыслов и идей. В настоящее время он работает над серией портретов земляков- фронтовиков, которых в добром здравии в Бугуруслане осталось всего десять. Такой подарок художник готовит участникам войны к 75-летию Великой Победы.
Среди задуманного – проект, который Кузнецов надеется осуществить вместе с ветеранами-пограничниками: вскоре в городе должен появиться музей пограничной заставы, где будут выставлены картины Сергея Вениаминовича. А значит, его работы будут долгие годы прославлять подвиг поколения Победителей. Разве не об этом мечтает любой творческий человек?