Поиск Первая страница сайта Написать нам
ГЛАВНОЕ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    КОНКУРСЫ
    ПРЕЗЕНТАЦИЯ "НАМ 25 ЛЕТ!"
    КОЛЛЕКТИВ РЕДАКЦИИ
    УСТАВ АНО "КОНТИНГЕНТ"
    ИСТОРИЯ ГАЗЕТЫ
    ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    ГРАНТЫ

АРХИВ ГАЗЕТЫ
    2011 - 2024 гг.

ФОТО с мест событий
    АЛЬБОМЫ РЕДАКЦИИ
    Альбом ОРО "Братство" ОООИВА

ВИДЕО
    АРХИВ
    ПРАЗДНИКИ
    Группа "Контингент"

Анонс3

 

 

Автограф победы

Хочу поклониться светлой памяти нашего земляка, артиллериста, младшего сержанта Леонида Васильевича Бондаренко, прошедшего Великую Отечественную войну от первого до последнего дня, штурмовавшего Рейхстаг и расписавшегося на его стенах.

ОХРАНЯЯ РУБЕЖИ

Сельский паренёк был призван в армию в сентябре 1940 года, направлен служить в Пограничные войска. Никогда ещё Леонид не выезжал из родного села, и его друзья- новобранцы тоже впервые смотрели из окон поезда на незнакомые железнодорожные станции, перроны, вокзалы, деревушки, сёла и города, поля, холмистые и степные просторы, берёзовые рощицы, невысокие домишки, виноградники, горы.

К месту службы ребят везли несколько дней. Казалось, поезд мчит их из осени в тёплое лето. Молдавия встретила молодых солдат яркими красками и мягким, бархатным климатом.

В октябре 1940 года в Румынию были введены германские войска. Из Докладной записки начальника Погранвойск НКВД генерал-лейтенанта Соколова об обстановке на советско-румынской границе: «...За последнее время оперативная обстановка на границе Союза ССР с Румынией осложнилась. Отмечены случаи усиленной переброски на территорию Бессарабии агентов германской и румынской разведок. Прибытие немецких войск и постоянное их дислоцирование на территории Румынии требуют значительного усиления охраны границы».

Леонид с товарищами добросовестно нёс службу по охране границы, случалось задерживать перебежчиков с румынской стороны. Майским утром 1941 года перед строем заставы командир зачитал приказ: «За задержание особо опасного нарушителя государственной границы старший наряда Бондаренко награждается именными часами, ему присваивается звание младшего сержанта».

Таким было начало боевой биографии Леонида Васильевича. Здесь, в Молдавии, на реке Прут, застала его Великая Отечественная война.

ДОРОГАМИ ВОЙНЫ

В огне и грохоте, в сонме людских тревог и потрясений катилась война, такая далёкая от нас, живущих сегодня. Давила танками, накатывала волнами самолётов, полчищами вражеских солдат, наваливалась на мирные города и сёла, поля и фермы, заводы и шахты, жгла, рушила. Полынная горечь отступления, суровые военные будни, гибель боевых друзей, ранение, госпиталь, радость освобождения родной земли – всё это довелось испытать Леониду Бондаренко.

Позади остался полевой госпиталь, Леонид догнал свой полк. По дорогам войны он прошёл в составе 264-го гвардейского артиллерийского полка 76-миллиметровых противотанковых орудий. В непрерывных боях с фашистами младший сержант Бондаренко разворачивал противотанковое орудие и прямой наводкой почти в упор расстреливал гитлеровские танки.

«Ствол длинный, жизнь короткая», – говорили солдаты об артиллерии, слишком высокой была смертность артрасчётов в каждом бою. Чтобы снаряды достигли цели и пробили броню танков, их нужно было подпустить к орудию на 500-700 метров. Относительно небольшая масса орудия позволяла перекатывать его на поле боя силами расчёта, помогать своим, поддерживвая пехоту, подавлять артогнём технику, огневые точки и живую силу противника.

Далеко позади – Люблин, Варшава, Трептов, Грайфенбург, форсирован Одер. По земле шагала весна. Та, вошедшая в историю, победная весна 1945-го, которая принесла народам Европы радость освобождения от фашизма. Земля все ещё дрожала от орудийных раскатов, гибли люди.

ШТУРМ БЕРЛИНА

Шёл завершающий этап великого сражения – битва за Берлин. Развивая наступление, наши войска ворвались в логово тех, кто, опьянённый бредовыми мечтами о мировом господстве, теперь пожинал плоды своих сумасбродных затей. Засевшие в подвалах, на этажах, в развалинах зданий недобитые фашисты сопротивлялись с отчаянием обреченных. В ожесточённых боях советские воины квартал за кварталом продвигались вперёд. Среди участников штурма Берлина был и гвардии младший сержант Леонид Бондаренко. Орудия 264-го Гвардейского артиллерийского полка прямой наводкой били по рейхстагу. Среди бойцов царил небывалый подъём.

– А ну-ка, подарочек лично Гитлеру, – беря снаряд, охрипшим голосом прокричал Леониду наводчик. Второго мая их отделение получило приказ: перебросить орудия ближе к Рейхстагу и с автоматами, а если нужно, гранатами и штыками выбить личную охрану Гитлера. После мощной огневой подготовки начался штурм.

– Артиллеристы, за мной! – услышал Бондаренко голос командира.

Шофёры и наводчики орудий вместе с пехотой ринулись на последний штурм. Борьба шла за каждую лестничную клетку, за каждый метр. Судьба гитлеровцев уже была решена. С разных сторон в здание Рейхстага с боями прорывались все новые группы наших бойцов. Всюду заалели красные флаги. В числе других, наступающих на цитадель фашизма – Рейхстаг – ворвался и Леонид Бондаренко. Прочесав автоматными очередями массированные колонны Рейхстага, солдат из Оренбуржья увидел над карнизом надпись, нацарапанную штыком, «Урал 1941-1945 годы».

– Пиши, ребята, что побывали в Берлине, – прозвучал взволнованный голос подбежавшего лейтенанта. Весь прокопчённый, в пороховом дыму, Леонид оглянулся. Встретился глазами с рослым пехотинцем. Тот понимающе подмигнул и подставил свое плечо. Артиллерист, взобравшись, штыком размашисто начертал над карнизом «Бондаренко». Легко спрыгнув вниз, подставил товарищу свои плечи:

– Лезь скорей, браток! Черкани фашистам на память свою роспись.

СЧАСТЛИВЫЙСОЮЗ

Родина по заслугам наградила воина. Его награды – орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» – стали гордостью и достоянием семьи.

Лишь в 1946 году гвардии младший сержант Бондаренко вернулся из Берлина в родное село. Отдыхать не стал. Ждала работа. Устроился шофёром в автобазу. Женился на красивой девушке Елене. Это был счастливый семейный союз, основанный на большой любви и взаимоуважении.

Один за другим родились четверо сыновей. В 1962 году Елена Климентьевна, работавшая директором Курмансайской школы, читая «Учительскую газету», спросила мужа: «Ты рассказывал, что расписался на Рейхстаге. Нет ли тут тебя?» Леонид Васильевич посмотрел. То были копия фотоснимка незабываемых военных лет и статья научного сотрудника Центрального музея Вооружённых Сил СССР с просьбой к учителям и красным следопытам школ помочь разыскать участников героического штурма, о которых лаконично говорили автографы, вырубленные штыками. Не смог сдержать нахлынувшего волнения: «Да вот же она, моя фамилия! Посмотри…» Тогда и ушло в Центральный музей Вооружённых Сил СССР письмо из Оренбуржья. А на 20-летии Победы Леонид Васильевич был в Москве среди почётных гостей столицы. Его портрет и сегодня можно увидеть на стенде «Победители» в музее Советской армии, а также ежегодно – в шествии Бесмертного полка.

НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ

Живут на оренбургской земле внуки и правнуки солдата, но не пришлось ему их растить, порадоваться своему продолжению. Леонид Васильевич рано ушёл из жизни, сказались фронтовые ранения.

Его жена дожила до преклонных лет, бережно хранила память о муже, рассказывала внукам о дедушке-фронтовике. Они помнят и гордятся подвигом деда.



Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика