Пенсионное обеспечение
В центр «Точка опоры - Оренбуржье» обращаются ветераны за разъяснениями по вопросу пенсионного обеспечения. Поэтому, продолжаем публикации по данному вопросу. Юристы правового центра «Точка опоры - Оренбуржье» Оренбургского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО» подготовили методический материал для ветеранов боевых действий. Речь пойдёт о Порядке оформления повышения пенсии на 32% для членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, на 100 % для членов семей погибших Героев РФ.
Условия повышения пенсии:
- являться получателем пенсии по случаю потери кормильца, погибшего (умершего) ветерана боевых действий;
- иметь удостоверение с правом на льготы как члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.
Порядок обращения
1. Подать заявление по образцу в отделы пенсионного обеспечения ведомства, по месту получения пенсии.
2. В случае получения отказа подготовить исковое заявление в суд и направить по месту нахождения ответчика, либо по месту жительства истца (в соответствии с п. 6 ст. 29 ГПК РФ).
3. Имеют право на освобождение от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 5 п.2 ст. 333.36 НК РФ (см.апелляционное определение Московского городского суда от 2 февраля 2017 г. по делу N 33-4338/2017).
Лица, имеющие право на надбавку к пенсии
Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, признанных таковыми на основании действующего законодательства и лица, состоявшие на их иждивении.
Под членами семьи погибшего в рамках ст. 21 Закона РФ «О ветеранах» понимаются:
- родители погибшего (умершего);
- супруги погибшего (умершего);
- лица, находившиеся на иждивении погибшего (умершего).
Необходимо иметь ввиду, что реализовать своё право на повышение пенсии на 32 % могут только члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий.
Нетрудоспособными членами семьи считаются:
а) дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу, службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации или службу в органах внутренних дел) - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей;
б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 65 лет, женщины - 60 лет (с учётом позиции ч.1 ст. 8 и приложения №6 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ, в редакции Федерального закона от 03.10.2018 г. №350-ФЗ);
в) супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сёстрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает; выплата пенсии прекращается, если супруга повторно вышла замуж;
г) дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.
Правовое обоснование повышения пенсии для членов семей погибших контрактников
В соответствии с п. «а» и «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1):
1. Пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с данным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются:
а) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и лицам, награждённым орденом Славы трёх степеней, - на 100 процентов размера пенсии,
г) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. «а» - «ж» и «и» подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12 января 1995 г. N5-ФЗ), а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 этого Федерального закона "О ветеранах", на 32 процента расчётного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 этого Закона.
Тем самым п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 определён круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий. В то же время данная норма не устанавливает самостоятельного регулирования в части определения лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, поскольку носит отсылочный характер. В связи с этим применение п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 возможно только в системной связи с подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 и иными положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ.
Подпункты 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ содержат перечень лиц, признаваемых ветеранами боевых действий. Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. N158-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах» в подп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ и в раздел IIIприложения к этому Федеральному закону были внесены вступившие в силу с 1 января 2004 г. изменения, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признаются выполнение задач в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесённых к зоне вооружённого конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо- Кавказского региона с августа 1999 года.
Следовательно, лица, принимавшие участие в выполнении задач в указанных условиях, признаются ветеранами боевых действий с 1 января 2004 г., в связи с чем именно с этой даты члены семей ветеранов боевых действий, получающие пенсию по случаю потери кормильца, имеют право на её повышение в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1.
В силу п. «б2» ч. 1 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 перерасчёт размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчёт размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрёл право на перерасчёт размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчёт размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчётом размера пенсии (ч. 2 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1).
Согласно приведённой норме перерасчёт пенсий носит заявительный характер, т.е. осуществляется на основании заявлений пенсионеров, к которым прилагаются необходимые документы. В данном случае необходимыми документами являются документы, подтверждающие фактическое выполнение задач в условиях вооружённого конфликта или в ходе контртеррористических операций на соответствующихтерриториях и в соответствующие периоды.
Учитывая, что обстоятельством, влекущим повышение пенсий по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1, является отнесение к ветеранам боевых действий новой категории лиц, такое повышение производится с момента обращения лиц, получающих указанную пенсию, в пенсионные органы с заявлением о перерасчете пенсии ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, извлечение).
Несмотря на такое разъяснение Верховного суда и сложившуюся судебную практику, ведомства до сих пор отказывают в повышении пенсии, в связи с тем, что в п. г)ч. 1 ст. 45 ФЗ-4468-1 указаны категории из числаветеранов войны и ветеранов боевых действий, указывая причину отказа вне представления членами семей погибших документов, подтверждающих повышение пенсии. Члены семей погибших до сих пор вынуждены проходить унизительную судебную процедуру.